• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа VI Международной научно-практической конференции «Цифровые медиа для будущего»

Четыре дня панельных дискуссий, дискуссионных секций, постерных сессий и специальных событий. Смотрите на каналах Центра, комментируйте, задавайте вопросы. Обратите внимание – есть и асинхронные удобства! 

Если вы не сможете смотреть и слушать нас в онлайне, то вопросы участникам пленарных и постерных сессий  можно задать и в асинхронном формате – заранее! Каждый блок в программе снабжен аннотацией выступления – вы можете прислать вопросы на адрес Центра cdcml@hse.ru с пометкой #КонфренцияМИГ, оставить комментарий во время трансляции в Facebook и Youtube, а ответы на вопросы услышать как во время трансляции, так и в записи – при отложенном просмотре

День первый, 6 апреля

  • 9.30. Сбор

  • 9.45. Открытие. Приветствие организаторов

  • 10.00–11.30 «Экосистема медиа в эпоху «коммуникативного капитализма» и «критическая автономия» человека. Пленарная сессия

    Медиатизация повседневной коммуникации, «коммуникативный», «надзорный/подглядывающий» капитализм, «капитализм платформ», «аттенционализм», политические пространства «информационного авторитаризма», «политического популизма» и пост-правды – все это попытки описать политико-экономико-идеологическую формацию, ставшую результатом развития цифровых технологий и медиа, которые «захватывают» пользователей, одновременно развлекая и контролируя, глобально соединяя и индивидуально разъединяя, создавая онлайн-оффлайновые пространства, гибридную  био-алгоритмическую среду, новое понимание труда и образа жизни.

    Как новые коммуникационные практики меняют экономику, политику, представления нас о самих себе? Что означает «цифровой суд» платформ и «диктатура алгоритмов» для государств, политики и гражданского общества? Станет ли наше внимание главной «валютой» цифрового виртуального мира? Почему способность сетей генерировать множество различных и одинаково легитимных мнений, производить и продавать их как «информационный продукт», ослабляет символический порядок традиционных медиа и политических институтов, а право общества на достоверную информацию все труднее поддерживать? Можно ли говорить о том, что происходящая экспансия технологий в сферу психического усиливает «вовлекающие» практики и вместе с «эмпатичными медиа» меняет цель коммуникации, делая ее все более эмоциональной и менее осмысленной?

    Что происходит с технологиями генерации текстового и мультимедийного контента? Как сегодня пытаются выявлять фейки и есть ли "свет в конце туннеля"? Как борьба за "чистоту рядов цифровых медиа" помогает понять тренды развития отрасли и возможности конкретных участников рынка? 

    Участники

    В. Ключарев, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ, директор Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ (Москва):
    «Осмысленная коммуникация: о нашем мозге, цифровых технологиях и фейках (опыт когнитивных нейронаук)»
    С. Гуриев, профессор экономики Школы политических наук Scintces Po (Париж):
    «Социальные сети, популизм и автократия»

    Участники

    А. Рихтер, профессор университета им. Комениуса (Братислава):
    «Государственная монополия на правду как последствие антиковидной политики»
    А. Незнанов,
    старший научный сотрудник международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа, ФКН НИУ ВШЭ (Москва):
    «Борьба с дипфейками – новая реальность потребителей и создателей медиаконтента?»

    Модератор

    А. Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

  • 13.00–15.00 «Трансмедийный поворот в образовании». Круглый стол (с переводом)

    Под влиянием трансмедиального поворота в культуре трансформируются педагогические практики, а современное воспитание читателя предполагает не только обучение навыкам традиционного линейного чтения и интерпретации изображений, но и его вовлечение в процесс взаимодействия с широким кругом разнообразных текстов, многослойных как со смысловой, так и с художественно-эстетической точки зрения. Обсудим теоретические и методологические подходы к использованию современных медиатехнологий, трансмедийных нарративов и навыков современных сетевых коммуникаций при изучении произведений, входящих в школьный литературный канон. Поговорим о цифровом творчестве при  работе с текстом, позволяющем реализовать принципы гуманистической педагогики.

    Участники

    Dr. P. Torop, University of Tartu (Estonia)
    Dr. C. Herrero, Principal Lecturer in Hispanic Studies, Languages, Information and Communications Manchester Metropolitan University; Director of the Research group Film, Languages And Media in Education (FLAME), Transmedia in Education (Manchester, UK)
    А. Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор-исследователь НИУ ВШЭ

    Участники

    А. Милякина, PhD, Department of Semiotics, University of Tartu (Estonia):
    From divergence to convergence: teaching literature with «Education on Screen»
    Samantha Stanley, University of Hong Kong | Journalism and Media Studies Centre, Ph.D. Candidate, University of Rhode Island | Media Education Lab, DigiURI Center for News Literacy | Global Network for News Literacy (USA)

    Модератор

    А. Архангельский, журналист, писатель, ординарный профессор НИУ ВШЭ, автор линейки учебников по литературе для средней и старшей школы, руководитель проекта «Предметная область "литература" и цифровизация школьного образования: от аналогового мышления к трансмедийному творчеству» (РГНФ) 

  • 16.00–16.30. Специальный гость (с переводом)

    «Сеанс с Торонто». «Спасаясь от водоворота: исследования в области медиаобразования»

    Гость

    Paolo Granata, Media Ethics Lab, director; 3D Gutenberg Lab, director; Media Ecology Association, President; Affiliated Faculty of the University of Toronto School of Cities, Canadian Commission for UNESCO, Executive Committee Culture, Communication and Information Sectoral commission (Toronto)

  • 16.30–18.30. Постерная сессия. Вечерний показ (с переводом)

    «Пространство соучастия». Образовательные практики и цифровые медиа проекты

    Участники

    Dr. P. Torop, University of Tartu (Estonia)
    А. Милякина, University of Tartu (Estonia)
    Dr. C. Herrero, Manchester Metropolitan University (UK):
    Open Educational Resources for Students by Students (Engaging students in developing media/Transmedia projects as OERs)
    Jonathan Sanders, 
    Stony Brook University (USA):
    Visualizing for the Ear

    Участники

    Ф. Толстая, Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках, телеканал «Культура» (Москва)
    Н. Борышева, НИУ ВШЭ (Нижний Новгород)
    Д. Устюжанина, СФУ (Красноярск)
    C. Roth-Ebner, University Of Klagenfurt (Austria):
    Transmedial transformation of children's play

    Модератор

    А. Новикова, руководитель образовательной программы "Трансмедийное производство в цифровых индустриях", профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

День второй, 7 апреля

  • 11.00–12.30. Секция 1. От тоддлера до «серебряного» возраста: медиаобразование и медиакомпетенции в жизни человека

    Участники

    О. Степанова, МАДОУ Детский сад №18 «Прометейчик» (г. Якутск):
    Медиаобразование в современном детском саду
    В. Корякина, МАДОУ Детский сад №18 «Прометейчик» (г. Якутск):
    Английский язык через мультипликацию в ДОУ
    А. Федоров, Ростовский государственный экономический университет (г. Ростов-на-Дону):
    Критерии и способы оценивания эффективности деятельности, способствующей развитию медиакомпетентности студентов в процессе анализа медийных манипулятивных воздействий
    Т. Каминская,
    Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва):
    Профессиональная идентичность студента-журналиста: взгляд преподавателя

    Участники

    Т. Мейкшане, Белорусский государственный университет (г. Минск):
    Особенности цифрового этикета в условиях дистанционного образования в ситуации пандемии    
    А. Сумская, Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург):
    Эхо-медиапоколение в российском мегаполисе и провинции    
    Н. Сахарова, Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва):
    Информационно-коммуникационные технологии как фактор развития цифровых компетенций работников старшего возраста в условиях новой ненормальности

    Модератор

    Т. Каминская, Финансовый университет при Правительстве РФ (г. Москва)

  • 13.00–14.30. «Медиаэкология: между кибероптимизмом и киберпессимизмом». Пленарная сессия (с переводом)

    Пандемия, с одной стороны, узаконила гибридность онлайн-оффлайновой среды, с другой –стала иллюстрацией̆ противоречий, связанных с цифровыми технологиями и их ролью в повседневной жизни. В нашу жизнь вошли повсеместный тотальный онлайн и разнообразие инноваций для борьбы с кризисом (от новых форм анализа данных до сетевой мобилизации), карантин и развитие технологий слежки, развитие «умных городов» и «цифровое творчество граждан». Реальностью стали и такие явления, как инфодемия, усилившееся распространение дезинформации и одновременный всплеск интереса к медиаграмотности. 

    Что такое медиаэкология сегодня? Как не впасть в пессимизм при оценке влияния роли информационных технологий на нашу жизнь? Стоит ли перед людьми «социальная дилемма» и нужно ли демонизировать социальные сети, которые оказались не только новым свободным публичным пространством, но и пространством пропаганды, социальной поляризации и эмоциональной «токсичности»? Какими могут быть способы возвращение рациональности в цифровую среду постпандемийного мира? Как нужно пересматривать подходы к медиаграмотности с учетом роли искусственного интеллекта, «диктатуры алгоритмов», больших данных и изменившейся экосистемы медиа?

    Участники

    C. Scolari, Professor of University Роmрео Fabra (Barcelona):
    Apocalyptic and integrated in the 21st century: a media eco-evolutionary approach
    A. Lее, Ph.D, Professor Department of Journalism School of Communication, Hong Kong Baptist University (Hong Kong):
    Fighting the Infodemic and Moving into a Smart City: Media Literacy Education in Hong Kong Amid the Pandemic
    И. Жилавская, зав. каф. медиобразования Московский педагогический государственный университет (г. Москва): 
    Медиаграмотность населения в эпоху «информационного авторитаризма»

    Модератор

    А. Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

  • 14.30–16.00. Секция 2. Современные цифровые пространства: форматы, проекты, соучастие

    Участники

    Р. Баканов, Казанский  (Приволжский)  Федеральный Университет (г. Казань):
    История журналистского образования в цифре: особенности реализации мультимедийных проектов студентами Казанского университета
    И. Исмакаева, НИУ ВШЭ (г. Пермь):
    Цифровые медиапрактики историков: от идеи к реализации

    Участники

    А. Пахорукова, компания Силамедиа (г. Владимир):
    Синхронные и асинхронные формы взаимодействия с онлайн-аудиторией
    О. Бердецкая, компания Сделано.Медиа:
    Основные трудности создания просветительских мультимедийных проектов и способы их разрешения  
    Н. Маткин, НИУ ВШЭ (г. Пермь):    
    Цифровые проекты в репрезентации нематериального культурного наследия

    Модератор

    И. Исмакаева, НИУ ВШЭ (г. Пермь)

  • 16.00–17.30. Секция 3. Новая грамотность цифровой эпохи: трансмедийный поворот

    Участники

    С. Шомова, НИУ ВШЭ (г. Москва):
    «Наболевшие темы и насущные вопросы»: восприятие и интерпретация интернет-мемов российскими студентами
    М. Аникина, МГХПА им. С.Г.Строганова (г. Москва)
    Трансмедийный сторителлинг и публичная история: конструирование прошлого в мультиплатформенной среде (на примере проекта «Эраст Фандорин», 1998–2020 год)
    Е. Евпак, НИУ ВШЭ (г. Москва):
    Цифровая трансформация креативных индустрий: чем будет заниматься композитор в эпоху расцвета робомузыки и искусственного интеллекта?    

    Участники

    А. Сулейменова, Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова (г. Костанай):
    Принципы создания документального фильма в эпоху постправды   
    В. Константюк, Европейский гуманитарный университет (г. Вильнюс):
    Цифровая трансформация реалити-шоу: возрождение жанра    
    О. Тимофеева, НИУ ВШЭ (г. Москва):
    Фальшивая реклама на рынке мобильных игр

    Модератор

    С. Шомова, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

День третий, 8 апреля

  • 11.30– 13.00. Секция 4. Новые практики повседневности и цифровое поведение

    Участники

    М. Скивко, Самарский национальный исследовательский университет (г. Самара):
    От ЗОЖников к СОЖникам: мода на осознанность. От бытового к цифровому трендам
    Д. Устюжанина, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск):
    Онлайн-пространство как среда конструирования социальных норм
    В. Беленко, Новосибирский государственный университет, (г. Новосибирск):
    Городские и районные паблики в соцсетях: проблемы концептуализации

    Участники

    Е. Власова, Пермский государственный национальный исследовательский университет (г. Пермь):
    Адаптивная роль современной журналистики и приемы ее реализации: на материале урбанистически ориентированных сетевых изданий
    Е. Гришаева, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург):
    Цифровые медиа как часть повседневности православных пользователей: легитимация и сопротивление

    Модератор

    А. Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

  • 13.00–14.30. Фейк как коммуникативная единица: какие метрики нужны алгоритмам, чтобы повышать качество информации для пользователей. Пленарная сессия

    В 2020 году Яндекс запустил ряд программ для улучшения качества информации для пользователей в своих сервисах. 

    Дзен запустил программу проверки фактов в материалах, которые публикуются на платформе. Медиапартнерами программы стали ТАСС, Интерфакс, The Bell, Ведомости, ресурсы «Проверено.Медиа», Fakecheck, а академическим партнером – Центр цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ.

    В социальной сети для экспертов Яндекс.Кью введена программа экспертной верификации текстов, в которой профессионалы оценивают достоверность всех опубликованных ответов. Неделю назад Кью объявил о создании рейтинга экспертизы всех блогеров, который позволит опираться на мнение профессиональных сообществ о компетенциях конкретного автора.

    Как платформам ранжировать публикации, чтобы читатели видели больше качественной информации? На какие метрики, кроме лайков и просмотров должен ориентироваться рынок? Чем фейк отличается от некорректно изложенной информации? Как и по каким признакам фейки можно распознавать фактчекерам? Ускоряет или нейтрализует распространение  фейков их маркировка? Что означает для медиаорганизаций «подстраиваться» под алгоритмы? Может ли цифровая платформа способствовать развитию критического мышления своих пользователей и производителей контента? Можно ли преодолеть новое явление цифрового мира – «смерть экспертизы» –  и что для этого могут сделать экспертные сообщества? Обсуждаем вместе с исследователями медиа и медиа профессионалами.

    Участники

    А. Качкаева, ЦЦКМ НИУ ВШЭ (Москва), И. Душакова, ст. преподаватель НИУ ВШЭ, аспирантка ИМПЭ им. Грибоедова (Москва):
    Фейки как понятие и нарратив. Как распознать и классифицировать фейки? Совместный проект ЦЦКиМ НИУ ВШЭ и Яндекс.Дзен
    O. Dovbysh, University of Helsinki (Finland):
    How to reach Nirvana: Yandex, news personalisation and the future of Russian journalistic media

    Участники

    О. Севастьянова, менеджер Яндекс.Дзена, руководитель программы проверки фактов
    А. Самсонова, руководитель социальной сети для экспертов Яндекс.Кью
    И. Бер, «Проверено.Медиа»

    Модератор

    А. Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

  • 14.30–16.00. Секция 5. Фейк в экосистеме новостей и искажения медиапространства

    Участники

    А. Денисова, НИУ ВШЭ (г. Москва):
    Новые подходы к регулированию деятельности интернет-корпораций: «цифровая прозрачность» и предотвращение угроз
    Д. Радченко, Лаборатория теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС (г. Москва):
    Пандемия онлайн: слухи и фейки о COVID-19 в социальных медиа

    Участники

    E. Kuznetsova, Harvard University (Boston, USA):
    Blame it on the algorithm? Russian media and curation of news on Facebook    
    P. Satchidanand, независимый исследователь:
    Safeguard or Censorship? Analyzing the impact of India’s ‘Intermediary Guidelines’ on Digital News Media    
    А. Шестерина, Воронежский государственный университет (г.Воронеж):
    Аудиовизуальные фейки как коммуникативная единица

    Модератор

    А. Денисова, ст. преподаватель департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ (г. Москва)

  • 16.00–16.30. Специальный гость

    Журналистика после Трампа: возможна ли «качественная журналистика» в мире «пост-правды»?

    Гость

    Jonathan Sanders,
    Professor in the Journalism department at Stony Brook University (USA):

День Четвертый, 9 апреля

  • 11.00–12.00.Специальное событие. Постерная сессия «Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии».

    «В 2020-м весь мир споткнулся. Пандемия как будто поставила привычную жизнь «на паузу». Опустевшие города, стресс неопределенности, самоизоляция, карантины, локдауны, медицинский шторм, тотальный сдвиг из физического в цифровое, растерявшиеся политики, хрупкость жизненных инфраструктур и взаимоотношений, новое одиночество при общемировой включенности в Сеть. Заражение — реальное и цифровое — накрыло нас, вирусы — ковидный и медиакоммуникационные — стали «спусковыми крючками» социальных, экономических, политических потрясений, последствия которых мы пока не совсем представляем. Выражение «год великого обнуления» в России стало почти мемом; оно звучит в подкастах и прямых эфирах, в публицистических дискуссиях, в авторских колонках — и у него, оказывается, есть не только сиюминутно-политический для нашей страны смысл, но и экзистенциальный, и эсхатологический… Многое с нуля. Новая система отсчета запущена». 

    Это фрагмент из сборника «Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии», составленного из разнообразных текстов  – гибридных, как и само наше время. «Собранье пестрых глав» представят авторы, объединенные работой и учебой на департаменте медиа НИУ ВШЭ, а интересующие могут почитать заранее: «Когда «корона» тяжела: цифровые медиа в эпоху пандемии»

    Участники

    И. Кирия, профессор, руководитель департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ
    А. Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ
    С. Шомова, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

    Участники

    Е. Лапина-Кратасюк, доцент департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ
    О. Довбыш, Университет Хельсинки (Финляндия)

  • 12.00–13.30. Секция 6. Социальные сети и современные гражданские движения: производство общих эмоций и смыслов

    Участники

    В. Бейненсон, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, (г. Нижний Новгород):
    Российские массмедиа в TikTok: цели и стратегии
    А. Омурканова, Кыргызско-Российский Славянский университет (г. Бишкек):
    Медиакритика в Центральной Азии: транзит власти как точка отсчёта

    Участники

    В. Сухарева, РАНХиГС (г. Москва):
    Социальные сети как инструмент политической манипуляции: алгоритмы, формы, смыслы, аудитория
    Е. Воинова, А. Фольц, МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва):
    Tiktok как ресурс формирования политической повестки дня

    Модератор

    А. Качкаева, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, профессор департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ

  • 13.30–14.00. Подведение итогов

  • Закрытие конференции