• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фейк – «плавающее» понятие

Чем фейк отличается от некорректно изложенной информации? Как и по каким признакам фактчекеры могут распознавать фейки? Какие способы предупреждения пользователя о фейках предотвращают их распространение? Ускоряет или нейтрализует активность фейков их маркировка? Может ли цифровая платформа способствовать развитию критического мышления своих пользователей и производителей контента? Это не простые вопросы. Для того, чтобы формировать правила обращения с фейками и вырабатывать стандарты, нужна «конвенция понятий», анализ подходов и практик. Когда  в сентябре 2020 года Яндекс.Дзен запустил программу проверки фактов в материалах, которые публикуются на платформе, его академическим партнером в этой работе стал Центр цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ. В декабре 2020 исследовательская группа ЦЦКМ завершила и передала партнерам сделанный по заказу Яндекс.Дзена доклад «Фейки как понятие и нарратив».

Фейк – «плавающее» понятие

iStock

Трудно представить сегодня человека, никогда не слышавшего об угрозах, которые несут человечеству дезинформация и фальшивые новости. Пандемия добавила миру «пост-правды» неопределенности, страха, тревожности, глобально усилила беспокойство, сделала людей еще более беззащитными перед манипуляцией и дезинформацией, «вирусно» распространяемыми в глобальной цифровой среде. Проблемой борьбы с недостоверной информацией озабочены не только «рядовые» медиа, но и целые государства, международные организации и гиганты интернет-индустрии – такие, как Google, Facebook, YouTube. Крупнейшие российские платформы тоже не остаются в стороне. Вместе с медиапартнерами Яндекс.Дзена – такими, как ТАСС, Интерфакс, The Bell, Ведомости, «Проверено. Медиа», – Центр цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ осенью 2020 года включился в работу «антифейковой» программы Яндекс.Дзена.

Главной задачей научного сотрудничества с Яндекс.Дзеном стала подготовка полномасштабного научного исследования, завершенного недавно сотрудниками ЦЦКМ и призванного не только «навести порядок» в тезаурусе фейк-ньюс (в частности, провести различия между мисинформацией, дезинформацией и фейком), но и определить особенности этого коммуникативного феномена, выявить основные сферы распространения фейков, наметить их ведущие типы и нарративный потенциал. В качестве академической базы исследования были выбраны около 70 англоязычных научных работ (большинство из них до сих пор не были введены в отечественный научный оборот) и большой массив индустриальных документов.

Особенно важно, что в тексте исследования, подготовленного для Яндекс.Дзена, впервые уделяется преимущественное внимание роли компьютерных алгоритмов в распознавании и предотвращении распространения фейков, а также проводится обобщение опыта крупнейших интернет-платформ, академических и индустриальных проектов по изучению и маркировке фейк-ньюз. Результаты исследования (публикация готовится), вместе с опытом работы медиапартнеров Яндекс.Дзена по выработке правил проверки фактов на платформе, будут представлены на международной конференции «Цифровые медиа для будущего», которая пройдет в апреле 2021 года.

Качкаева Анна Григорьевна,
Директор Центра цифровых культур и медиаграмотности

«Для Центра участие в проекте Яндекс.Дзена было важным по нескольким причинам. Новостная, цифровая и медиаграмотность – давно наша тема. Вышка – первый университет в стране, где несколько лет назад мы запустили постоянные учебные курсы по новостной и медиаграмотности как для студентов-медийщиков (департамент медиа), так и для не-медийщиков (майнор «Медиа и массовые коммуникации»). С 2015 трижды в год проводятся Школы «Про новости – грамотно!» и «Понимая медиа» для студентов и медиапедагогов по всей стране (теперь и в онлайне); ЦЦКМ – участник глобальной недели МИГ ЮНЕСКО, в рамках которой каждый год проходят специальные МедиаДни… И мы не сомневались, что рано или поздно, борьба с медианеграмотностью станет принципиально важной и для ключевых игроков цифрового рынка. Не только потому, что недостоверная информация всегда часть «медийной индоктринации» и от «фейков» в перспективе страдает репутация бизнеса, а без саморегулирования отрасли регулированием может заняться регулятор, но и, прежде всего, потому, что влиятельные технологические компании осознают свою ответственность перед обществом и гражданами. 

К сожалению, с точки зрения дефиниции «фейк» – очень «плавающее» понятие, с неоднозначным отношением к широте и трактовке термина в отечественной и зарубежной научной традиции, многочисленными дискуссиями о самой возможности контролировать создание и распространение фейковой информации, разницей подходов к феномену фейка со стороны международных организаций, государств, политических структур, медиа и т.д. Все они трактуют проблему с различных ракурсов – фейки и национальная безопасность, фейки и пропаганда, фейки и свобода медиа, фейки и экономика впечатлений и прочее. Вот почему так важно вырабатывать более четкие критерии и подходы к выявлению, маркировке и предотвращению распространения фейковой информации. На это и нацелен наш общий проект. И сегодня есть надежда, что усилия Яндекс.Дзена и партнеров-фактчекеров, основанные на научном анализе Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ, станут первым для Рунета серьезным шагом преодоления рисков и угроз дезинформационного контента».