Открытые лекции Центра в Казани 19-20 января
Наш стремительно и драматически меняющийся мир переживает революционную цифровую трансформацию. 2023 год вполне можно было бы назвать годом нейросетевой революции. Она касается всех сфер нашей жизни – от политики и экономики до образования, науки, медиа и креативных индустрий.
Эти новые возможности неизбежно меняют и привычные формы общения, добавляя в коммуникации новый тип «другого» – технологии: мы больше не можем быть до конца уверены, общаемся ли мы с человеком или ботом, потребляемый нами медиаконтент написан человеком или искусственным интеллектом. Перед нами неизбежно встают вопросы о сути взаимодействия «человеческого» и «искусственного», о новом авторстве, о механизме передачи знания, об этике. В такой гибридной среде происходит переосмысление самой ценности коммуникации: важно не только или не столько произвести или получить контент, сколько установить эмоциональную связь, увидеть за коммуникацией живого, искреннего, сопереживающего человека.
19-20 января 2024 года в Казани пройдет серия открытых лекций и рабочая встреча партнеров проекта «Пространство соучастия» – «“Цифровой мир” и “человек оцифрованный”: креативные медиа, “искренние коммуникации” и искусственный интеллект». Организатор – ЦЦКМ НИУ ВШЭ при подержке Благотворительного фонда В. Потанина. В Казани соберутся партнеры «Пространства соучастия» из университетов и творческих институций Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы. В программе – обсуждение результатов исследований, дискуссии, посещения креативных и музейных пространств Казани, «открытые лекции» ученых, представителей творческих индустрий. 19 января участники соберутся на площадке партнера проекта – Высшей Школы журналистики и медиакоммуникаци КФУ. 20 января работа продолжится на партнерских площадках музея Е.А. Боратынского и Центра «Смена».
ПРОГРАММА ОТКРЫТЫХ ЛЕКЦИЙ И РАБОЧЕЙ ВСТРЕЧИ
10.00 – Сбор участников/приветственный кофе.
10.30–10.40 Приветственное слово.
Л.Г. Толчинский, директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета
10.40 – 13.30 Блок «Образование/наука»
«Пространство соучастия 2023». На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект.
Предварительные результаты исследовательского проекта. ЦЦКМ НИУ ВШЭ.
Светлана Шомова, Ирина Душакова, Оксана Тимофеева, Никита Кушкин, ЦЦКМ НИУ ВШЭ
ИИ в науке и образовании
«ИИ и эмоциональный интеллект»: результаты совместного эксперимента с исследователями КФУ, МГУ и СПбГУ
Юлия Андреева, КФУ, Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций
Искусственный интеллект в преподавании: в поиске баланса. Образовательные практики с использованием ИИ в обучении творческим специальностям.
Опыт университетов Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Казани, Москвы
Участники:
Дарья Устюжанина, Сибирский федеральный университет, Институт филологии и языковой коммуникации;
Иван Печищев, Пермский государственный университет, филологический факультет;
Илиана Исмакаева НИУ ВШЭ (Пермь), факультет социально-экономических и компьюьтерных наук, Никита Маткин, НИУ ВШЭ (Пермь);
Резеда Даутова, Казанский федеральный университет, Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций;
Нелли Борышнева, НИУ ВШЭ (Нижний Новгород), факультет гуманитарных наук.
Модератор – Светлана Шомова, профессор, ЦЦКМ НИУ ВШЭ
13.30–14.30 Обед
14.30–16.00 Блок «Искусственный интеллект в науке»
Нейросети: симуляция подлинности и проблема доверия. Фейки, дипфейки, манипуляции и другие неприятные вызовы современного мира.
Международная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа.
Светлана Шомова, Ирина Душакова, ЦЦКМ НИУ ВШЭ
Иллюзия правды и недоверие доверию: дезинформация и дипфейки с точки зрения нейрофизиологии и социальной нейробиологии. Онлайн
Василий Ключарев, зав. международной лаборатории социальной нейоробиологии Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ;
Александра Морозова, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ
16.00–16.15 Кофе-брейк
16.15–18.00 Блок «Технологии и креативные практики»
Цифровые и медиа проекты «поддерживающих практик». Онлайн
Цифровые, медиа и музейные проекты «поддерживающих практик». ИИ и социально-эмоциональное обучение с опорой на творчество.
Маина Милетич, Факультет социальных наук департамента психологии НИУ ВШЭ;
Алексей Дебабов, начальник отдела междисциплинарных проектов и программы «Доступный музей» ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Цифровая среда и Homo ludens: интерактивные практики в медиа, музеях, образовании
Опыт видеоигровой индустрии для проектов метавселенных.
Оксана Тимофеева, Никита Кушкин, ЦЦКМ НИУ ВШЭ
День второй, 20 января
На площадке ГБУК "Национальный музей республики Татарстан" – музей Е. А. Боратынского
10.00–12.00
Школьный, литературный, виртуальный. История и жизнь единственного в России музея Боратынского (музейная интерактивная программа)
Наука в искусстве и наоборот. Онлайн
Science-art: популяризация науки как новый вызов. Пространство исследования и научной коммуникации или объекты современного искусства
Лидия Лобанова, директор Музея криптографии
Студенческие цифровые проекты, нейросети и Science-art: от трансмедиа к цифровой интерактивности
Анна Новикова, ФКИ НИУ ВШЭ, Академический руководитель образовательной программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»
Нужен ли музеям ИИ? Дискуссия с участием представителей музеев Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Казани, Москвы.
Участники:
Наталья Гоменюк, генеральный директор ООО «Интернет-Пермь»;
Екатерина Дмитрейко, МБУК «Музей-усадьба В.И.Сурикова», заведующая отделом проектной и образовательно-просветительской деятельности;
Роман Жукарин, Генеральный директор ГБУК Нижегородской области «Нижегородский государственный художественный музей»
12.00–12.15 Кофе-брейк
12.15–13.30 Блок «Этика и ИИ» (круглый стол)
«Начните свой запрос с…»: этика использования чата GPT в образовании и науке
● Можно ли говорить об этике при использовании ИИ, если меняется само понимание авторства, сути образования, науки, творчества?
● Как ИИ меняет отношение к научному знанию, к механизму его передачи, к авторитету академических институций?
● Не сводится ли роль преподавателя/исследователя к функции оператора данных?
● Как относиться к верификации в эпоху ИИ, к «вероятным источникам» от ИИ и что будет с навыками критического мышления?
● Стоит ли регламентировать использование ИИ в университетах? Как распознавать, проверять и оценивать работы, проекты и исследования с использованием чата?
● Цифровые технологии, интерактивный сторителлинг, ИИ и музеи: проблема «предъявления подлинности».
Участники – участники рабочей встречи и казанские коллеги
13.30–14.30 Обед
Площадка Центра современной культуры «Смена»
15.00–16.00 «Смена» в городе. Знакомство с центром современной культуры.
История казанского КБ «Прометея»: от светомузыки Скрябина к медиа и Science-art
16.00–17.00 В формате workshop
Творчество, дедлайн и роботы: нейросеть как помощник, напарник, соавтор…
Как сценаристы, режиссеры, аниматоры и консультанты по древнегреческому языку с помощью ИИ создали научно-фантастический анимационний сериал
«Ева. Связь Времен» (Мегафон/студия ITSALIVE) и что полезно учесть при обучении творческим профессиям
Антон Уткин, режиссер цифрового контента
17.00–18.00 Открытая лекция.
«Алиса, давай придумаем!»: мысли, диалоги и «характер» для ИИ. Как работает редакция по «воспитанию» Алисы.
Ксения Буржская, писатель, журналист, AI-евангелист Алисы в Яндексе
Проект реализуется в рамках программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина»
Благотворительного фонда Владимира Потанина