• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пушкин-блогер», ядерные ускорители и сельские библиотеки в «Пространстве соучастия»: как цифровые студенческие проекты для музеев и локальных сообществ приближают историю, работают со смыслами и переживаниями, говорят с нами на современным языке мультимедиа

Что общего между Институтом ядерной физики в новосибирском Академгородке и усадьбой Пушкина в Болдино, Этнографическим музеем в Нижнем Новгороде и программой «Я – донор» Русфонда, сельскими библиотеками Сибири и картинной галереей в Перми?.. В общем, ничего, кроме того, что все они несут важную социальную миссию и нуждаются в современном, ярком и понятном языке, чтобы рассказать о ней разным поколениям соотечественников.

А что общего между французским студентом, изучающим медиа и литературу нижегородской Вышке, пермским магистрантом с «цифровой гуманитаристики» и будущими журналистами Новосибирского журфака? Теперь их всех – и молодых людей, и ВУЗы, где они учатся, и местные культурные и социальные институции – объединяет «Пространство соучастия». Все они – участники пилотного проекта Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного Фонда Потанина по созданию цифровых проектов студентов для  новых площадок общественного диалога, расширяющих присутствие социальных, научных, образовательных, культурных организаций в современной медиасреде. 

Роуд-шоу, питчинги, создание продюсерских команд, выезды в сельские библиотеки, писательские усадьбы, экопикник, знакомство с устройствами ядерных ускорителей, архивами истории эвакуации, донорами и специалистами русфонда, «закульсьем» театров и музеев – работой театральных цехов по созданию декораций и костюмов для спектаклей, хранителями и кураторами экспозиций и галерей. Разнообразие тем и сюжетов, преодоление цифровых разрывов поколений и образов жизней, новые учебные программы и курсы в университетах, связи и сотрудничество – все это и есть «Пространство соучастия». Есть и особые достижения!  Шестеро сотрудников одного из музеев-партнеров теперь «подсажены» на стикеры для телеграма, а физики ядерщики адаптировали «энергию одного пучка» до входного уровня популярности! Именно так, с энтузиазмом и задором, студенты из трех вузов осваивали программу проектного курса «цифрового продюсирования» и работали над интерактивными и мультимедийными расширениями для социальных и культурных институций своих регионов.  Их работу курировали педагоги, включенные в «Пространство соучастия», – Динара Гагарина и Илиана Исмакаева из пермского кампуса НИУ ВШЭ, Нелли Борышнева из Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, Виктория Беленко и Евгения Шафферт из Новосибирского государственного университета.

13-14 декабря 2019 Школа победителей собрала начинающих цифровых продюсеров в Центре цифровых культур и медиаграмотности. Авторы десяти самых интересных идей, победившие в конкурсе «Пространство соучастия – 2019», собрались в Москве, чтобы представить свои творческие проекты, обсудить возможности их развития, побывать в одном из лучших мультимедийных музеев (Еврейский Центр толерантности), послушать лекции по звуковому и визуальному сторителлингу, трансмедиаграмотности, цифровой памяти. Ребята показали созданные ими лонгриды, интерактивные карты, панорамы 360, стикерпаки, чатботы, аудиогиды, таймлайны, тесты, получили награды – дипломы и книги. Члены жюри подвели итоги и обсудили с участниками Школы «плюсы» и «минусы» цифровых проектов. Так, Иван Лысяков, заведующий отделом информационных ресурсов Государственного музея Л.Н. Толстого, отметил сочетание актуальности, выразительного сторителлинга и внятную проработку графической составляющей проектов-победителей. А. Михайлова, эксперт в области цифровых музеев, обратила внимания на красивые визуальные решения и удачное сочетание мультимедийных платформ в представленных работах, а И. Лапидус, руководитель образовательных программ Фонда Потанина, отметила «достаточно высокое качество идей и проработки» большинства проектов, однако одновременно обратила внимание на главную проблему: «К большинству участников есть вопрос по дальнейшему наполнению их ресурсов или каналов. Кто будет продолжать эту работу после завершения проектов?.. Есть ли об этом договоренности с музеями, библиотеками?».

Сами участники «Школы победителей» говорили о важно и ценном опыте, полученном в ходе конкурса, о вдохновляющей встрече и занятиях в Москве. Вот лишь несколько откликов:

Андрей Прозументик (проект «Искусство рядом», НИУ ВШЭ Пермь, 4 курс): «Абсолютно все, что обсуждалось было актуально для сегодняшних реалий ведения бизнеса и работы в области трансмедиа коммуникаций! Даже те моменты, которые вызывали споры и были неоднозначными, обсуждались участниками школы живо и с интересом, со своим взглядом на проблему. По-моему, каждый из участников подчерпнул для себя что-то важное, может, новые решения в уже существующих проектах, может совершенно новые идеи и способы работы!»

Анна Колпакова (проект «Время читать по-новому», НГУ, 4 курс): «Во время работы над проектом чувствовалась острая нехватка знаний, как сделать то, что родилось в голове. Школа помогла с ориентирами, стало более понятно, где искать, что смотреть, с кого брать пример. Ещё один важный момент для меня – расширение представлений о журналистике, из которой студентам журфака часто хочется уйти после выпуска… Хотелось бы больше практики, что, конечно, в условии двух дней невозможно. Думаю, что было бы очень продуктивно работать в подобном режиме в течение 4-6 дней».

Анастасия Федотова (проект «Закулисье сказки», НГУ, 4 курс): «Для меня самое ценное было – это обмен опытом. Это подстегивает новые идеи… Лично для себя хочу отметить профессиональных и (самое главное) увлеченных спикеров. Видеть в глазах интерес к делу – большая находка… Спасибо Вам за объективную критику, идеи и мотивацию!»

Анастасия Пенкина (проект «Медиапроект «Пушкин-блогер», НИУ ВШЭ Нижний Новгород, магистратура, 1 курс, программа "Литература и медиа"): «Наша команда выиграла Гран при, и я получила возможность поехать на несколько дней в Москву, на Школу сторителлинга. В первый день школы мы познакомились друг с другом, представили свои проекты и обсудили новые возможности развития проектных идей, посетили Еврейский музей. На второй день была насыщенная учебная программа, где я не только смогла узнать много новой и полезной информации по искусству сторителлинга и презентации сложных тем, но и записала свой первый подкаст! Спасибо центру цифровых культур и медиаграмотности ВШЭ и Фонду Владимира Потанина за возможность получить новые знания, познавательно и интересно провести несколько дней в Москве и попробовать свои силы в конкурсе проектных идей!»

Победители конкурса «Пространство соучастия»:

Проект «Закулисье сказки». Автор проекта – Анастасия Федотова. Команда проекта: Фадеева Анастасия, Кулагина Ксения, Лянгасов Иван.

Медиапроект «Пушкин – блогер». Автор проекта – Анастасия Пенкина. Команда проекта: Анастасия Денисова, Ксения Толстенева, Стефан Пеношет.

Проект «Время читать по-новому». Автор проекта – Анна Колпакова. Команда проекта: Луиза Гергет, Анастасия Охват, Яна Майборода, Татьяна Колесникова.

Проект «Энергия мирного атома: на что способны ускоренные электроны?». Автор проекта – Екатерина Глухова. Команда проекта: Илья Белослудцев, Софья Болтрушевич, Ульяна Гилева, Дарья Жунева.

Проект «Экопикник в Хохловке 2020». Автор проекта – Любовь Шавшукова. Команда проекта: Анна Теплякова, Вероника Бабушкина, Анна Остапенко.

Проект «#Ядонор». Автор проекта – Антонина Сергеева. Команда проекта: Наталья Бортник, Вера Кузнецова, Арсений Винокуров, Андрей Манютин, Александр Петряков.

Проект «Эвакуация заводов в г. Молотов». Автор проекта – Алена Хадиулина. Команда проекта: Илья Белослудцев, Софья Болтрушевич, Ульяна Гилева, Дарья Жунева. 

Проект «К.Маковскiй. Воззвание». Автор проекта – Виктория Пахмутова. Команда проекта: Павел Зырянов, Антонина Садкова.

Проект «Отрада на каждый день». Автор проекта – Юлия Сидорова. Команда проекта: Алина Овчарова, Анастасия Горбачева.

Проект «Искусство рядом». Автор проекта – Андрей Прозументик. Команда проекта: Алина Вдовина, Герман Гепп, Екатерина Кондакова.