• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пространство соучастия – 2023»: на пороге нейросетевой революции

29-30 июня в Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ собрались партнеры проекта «Пространство соучастия»: коллеги – преподаватели классических университетов и кампусов Вышки из Красноярска, Перми, Нижнего Новгорода, Москвы.

Н. Кушкин, нейросеть Кандинский 2.1

«Соучастники» подвели итоги работы проекта за 2022 год и обсудили главные темы нового этапа. Рабочая встреча «Пространство соучастия – 2023: на пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект» проходила на двух тематических площадках: в ЦЦКМ на Покровке и в пространстве инновационного и одного из самых современных музеев Москвы – Музее криптографии. 

Первый день «рабочей встречи» стартовал с презентации результатов опроса 2022 года, в котором участвовали более 240 респондентов (студенты, преподаватели, представители креативных индустрий) из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и Нижнего Новгорода. Исследование «Пространство соучастия. Поворот – 2022. Цифровая пересборка», в котором зафиксирована трансформации медийных и креативных цифровых практик в минувшем году, представили сотрудники ЦЦКМ НИУ ВШЭ Ирина Душакова, Оксана Тимофеева, Никита Кушкин и Светлана Шомова. 

Специальный блок «рабочей встречи» – искусственный интеллект и обучение творческим медиаспециальностям. Впечатлениями о своем опыте взаимодействия и использования ИИ в преподавании и науке поделились представители лабораторий и институтов Вышки, объединенных под «зонтиком» созданного год назад Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ. Сотрудники и выпускники Института образования Мария Лытаева, Екатерина Пестрикова и Оксана Медведева говорили о поиске баланса, сделав обзор различных практик применения инструментов искусственного интеллекта в школе. О рисках и вызовах, связанных с фейками и манипуляциями при взаимодействиях с нейросетями, а также о способах борьбы с ними рассказал научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа Дмитрий Ильвовский.

Главной темой выступления доцент департамента психологии факультета социальных наук Евгения Осина стало использование практик позитивной психологии в образовании, в том числе и различные подходы для развития жизнестойкости при преподавании креативных дисциплин.

«Соучастники» рабочей встречи в Центре фивровых культур и медиаграмотности

Руководитель магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», профессор  Анна Новикова сфокусировалась на важности применения методик терапевтическо-психологического анализа медиаконтента, «диалоге» на экране как «помогающей практике» и культурных феноменах «новой искренности», «эмпатичных медиа» и «аффективной журналистики».

С особой заинтересованностью обсуждались вопросы связи ИИ и творчества, а также использование нейросетей в создании креативных цифровых проектов. О творчестве, дедлайне и роботах, а также о том, считают ли продюсеры и сценаристы нейросеть помощником, напарником соавтором участники говорили с одним из создателем научно-фантастического анимационного сериала  «Ева. Связь Времен» (Мегафон/студия ITSALIVE)  Антоном Уткиным.  

Финалом первого дня стала презентация книги Александра Архангельского и Анны Новиковой «Педагогика трансмедийного творчества. Школьный литературный канон в контексте цифровизации культуры». 

Сквозным элементом программы стал показ видеоэссе «Пространство соучастия. Цифровая пересборка» Пермь, Нижний Новогород, Красноярск - об опыте взаимодействия университетов и социального-культурных институций регионов в 2022 году.

Про научную коммуникацию и сторителлинг в музеях говорили во второй день рабочей встречи на площадке уникального и единственного в России Музея криптографии. Руководители музея и создатели его концепции, рассказали о подходах и особенностях формирования коллекции, использовании ИИ в музейных технологиях, Art&Science, иммерсивных и интерактивных практиках работы с аудиторией, обсудили сотрудничество с коллегами из музеев регионов. 

Центральная дискуссия «рабочей встречи» «Пространство соучастия -2023» была посвящена обсуждению трансформации образовательных и социально-культурных практик с помощью генеративного искусственного интеллекта и позитивной психологии. Участники обсудили различные подходы развития «искренних коммуникаций» и креативного проектного обучения, а также этапы работы в совместном исследовании «Пространство соучастия: на пороге нейросетевой революции», которое будет запущено в университетах-партнерах осенью 2023 года.

Проект реализуется в рамках программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина»
Благотворительного фонда Владимира Потанина