«Пространство соучастия»: студенческие цифровые проекты – городам и селам
Как «Пространство Соучастия» – совместная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда Владимира Потанина по развитию взаимодействия университетов страны с культурными и социальными институциями регионов – приближают историю, соединяют людей разных поколений, преодолевают «цифровой разрыв», создают впечатления и говорят с нами на современном языке мультимедиа.
Соучастники
Что общего между Институтом ядерной физики в новосибирском Академгородке и усадьбой Пушкина в Болдино, Этнографическим музеем в Нижнем Новгороде и программой «Я – донор» Русфонда, сельскими библиотеками Сибири и картинной галереей в Перми? В общем, ничего, кроме того, что все они несут важную миссию (социальную, культурную, просветительскую) и нуждаются в современном, ярком и понятном языке, чтобы рассказать о ней разным поколениям соотечественников.
А что общего между французским студентом, изучающим медиа и литературу в нижегородской Вышке, пермским магистрантом с «цифровой гуманитаристики» и будущими журналистами Новосибирского журфака? Теперь и молодых людей, и ВУЗы, где они учатся, и местные культурные и социальные институции объединяет пилотная программа Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда В. Потанина по созданию цифровых проектов студентов для новых площадок общественного диалога, расширяющих присутствие социальных, научных, образовательных, культурных организаций в современной медиасреде.
Захватывающий марафон «Пространства Соучастия» длиной в год – это знакомство и взаимодействие в проектах людей разных поколений и профессий, роуд-шоу, работа в командах, замыслы, идеи, продюсирование, поездки, питчинги, презентации, споры, создание сайтов, медиатекстов, стикерпаков, мультимедийных карт, игр, интервью, согласования, дедлайны, передача проектов, продвижение, эфиры («Время читать по-новому»: открытие модельных библиотек в Новосибирской области») и публикации, конкурс проектов, Школа победителей в Москве. Есть и особые достижения! Шестеро сотрудников одного из музеев-партнеров теперь «подсажены» на стикеры для телеграма, а физики ядерщики адаптировали «энергию одного пучка» до входного уровня популярности! Именно так, с энтузиазмом и задором, студенты из трех вузов осваивали программу проектного курса «цифрового продюсирования» и работали над интерактивными и мультимедийными расширениями для социальных и культурных институций своих регионов. Их работу курировали и преподаватели, включившиеся в «Пространство соучастия», – Динара Гагарина и Илиана Исмакаева из пермского кампуса НИУ ВШЭ, Нелли Борышнева из Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, Виктория Беленко и Евгения Шафферт из Новосибирского государственного университета.
Соучастников в проекте много. Это – не только преподаватели и студенты журфака Новосибирского государственного университета, программы по цифровой гуманитаристике Пермской Вышки, программы «Литература и медиа» НИУ ВШЭ в Нижнем Новогороде, но и руководители и сотрудники музеев, Института ядерной физики, благотворительного фонда, библиотек, архивов, театров и выставок (всего 15 организаций в трех городах); члены жюри Конкурса проектных идей – представители музеев, социальных и благотворительных организаций; лекторы магистратуры по трансмедиа и музейного профиля Департамента медиа НИУ ВШЭ, менторы рабочих встреч и Школы победителей для студентов.
Расширяя пространство
Широкая рамка «медиакоммуникаций» (федеральный образовательный стандарт по этому направлению с ориентацией на мировой опыт разработан в НИУ ВШЭ на факультете медиакоммуникаций и принят Министерством образования в 2013 году) позволила ввести в университетах принципиально новые траектории обучения, связанные с изменившийся медиасредой. В 2016 году, развивая идею цифрового продюсирования в разных сферах, в рамках магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» (рук. – проф. А. Новикова/А. Архангельский) был запущен проектный курс «Музеи в цифровой среде. Трансмедийное проектирование» (рук – проф. А. Качкаева). Первым из реализованных стал проект «Приложения к музею. Студенты – Толстому» (музей Л.Н. Толстого), знаковым – дипломный проект сайт-спутник «Музеи по соседству», включенный в число цифровых ресурсов Третьяковской галлереи. В 2017 году – в рамках курса, при сотрудничестве с МОСГОРТУРом, к программе подключились 10 литературных музеев Москвы, продолжился проект с малыми музеями Третьяковской галереи и музеями Коломенского посада. Результатом реализации стали «цифровые расширения» (представительства) мемориальных музеев Тургенева, Маяковского, Сытина и Гоголя в Москве – выпускные проекты сайтов «Тайны Дома Тургенева», «Маяковский_125», «Лавка Сытина», а также обучающий портал «ГОГОЛЕДЖ». В 2018 запущены аудиогиды, лонгриды, чат-боты, анимированные карты для Музея Москвы, музея ГУЛАГа и, по традиции, для Толстого – уже хипстера («Толстой рулит»).Тогда же, в 2018, в рамках магистратуры по трансмедиа открылся профиль «Музейное проектирование и цифровой музей» – совместная программа с Политехническим музеем и Институтом дизайна Амстердама (при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина), был организован Индустриальный совет программы из представителей ведущих музее (Третьяковка, ГММИ, Еврейский, Политех).
Основой многих профессий будущего становятся коммуникации и сторителлинг в широком смысле. Это означает, что коммуникативность, креативность, критическое мышление, работа в команде – главное, чему необходимо учиться студентам любых специальностей. Ну и практика взаимодействия университета и индустрий для создания гуманитарных цифровых проектов – так же, как и практика образовательных программ по медиаграмотности, преподаваемых в НИУ ВШЭ, – путь, который мы прошли, получив разнообразный опыт – и положительный, и отрицательный.
«Когда в созданном в 2019 году «Центре цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ» запустился проект «Пространство соучастия» – этим опытом образовательных проектных «упражнений» мы стали делиться с коллегами из регионов, – говорит профессор Департамента медиа, директор Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ Анна Качкаева. – В том числе и налаживанием постоянного сотрудничества ВУЗов и социального-культурных институций регионов с ориентацией на импакт-продюсирование. То есть, чтобы с пользой для всех участников процесса – селян, горожан и цифровой публики. Сложносочиненная комбинация партнерств и соучастников, которую модерирует ЦЦКМ, живет благодаря поддержке «Благотворительного фонда В. Потанина / Vladimir Potanin Foundation». Это чрезвычайно важный опыт сотрудничества Фонда и Вышки по продвижению самой идеи проектных магистратур в гуманитарной сфере».
«Не заставляйте мамонтенка Грету грустить» …
Первые семь студенческих цифровых медиапроектов из Перми, Нижнего Новгорода и Новосибирска – участники и победители программы и конкурса «Пространство соучастия» – в 2020 году стали публичными и теперь живут на сайтах и страницах культурных и социальных институций, для которых они были созданы. Над частью проектов студенты ещё работают, некоторые уже даже в качестве сотрудников! Наполняются рубрики в тильдах, рождаются новые идеи для продолжения – циклы мини-лекций, интервью с живым потомками героев проектов и с нынешними горожанами, на сайты загружаются аутентичные тексты из запасников и архивов, какие-то объемы музейных материалов еще оцифровываются, некоторые руководители музеев теперь заинтересованы в создании полноценных виртуальных экскурсий и аудиогидов. Соучастие заразительно. В 2020 к нам присоединяются следующие три университета – Красноярский, Казанский и питерская Вышка. «Пространство соучастия» расширяется!
Качкаева Анна Григорьевна
Директор Центра цифровых культур и медиаграмотности, профессор Департамента медиа ФКМД НИУ ВШЭ