• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
3

16 апреля

С 4 по 9 апреля 2024 в Атриуме на Покровском бульваре, 11 прошла выставка экспериментального проекта «Лаборатория ArtMedia&Science». Студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» совместно с дизайнерами и молодыми учеными ВШЭ рассказали о фундаментальных исследованиях языком медиаарта.

1 апреля

С 4 по 9 апреля экспериментальная «Лаборатория ArtMedia&Science» при поддержке Центра цифровых культур и медиаграмотности проведет в Центральном Атриуме НИУ ВШЭ на Покровском бульваре д.11 выставку «Наука и искусство».

26 марта

Мы живем в драматически меняющемся мире «нейросетевой революции». Это стало особенно заметно с появлением и – что важно – массовой доступностью многих инструментов генеративного ИИ (ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion, ЯндексGPT, Kandinsky, GigaChat и других). И уже понятно, что пространство ИИ – со всеми вызовами, опасениями и надеждами – это, прежде всего, пространство ДИАЛОГА и расширение границ «другого», с которыми современному человеку необходимо учиться взаимодействовать.

Памятка по информационной гигиене

Масштабный поток дезинформации о распространении и заболевании Covid-19 Всемирная организация здравоохранения не случайно назвала «инфодемией». Чтобы противостоять инфодемии, ВОЗ объединилась с такими крупнейшими технологическими компаниями, как Facebook, Google, LinkedIn, Microsoft, Reddit, Twitter и YouTube, которые не только помогают миллионам людей постоянно оставаться на связи, но и (как говорится в их заявлении) совместно противодействуют «мошенничеству и распространению заведомо ложной информации, касающейся вируса», размещают «достоверный контент в сетях», а также представляют «важную новую информацию в координации с государственными управлениями здравоохранения по всему миру» (tass.ru).

Что в ситуации инфодемии можем сделать мы с вами?

Предлагаем несколько правил, который помогут вам соблюдать информационную гигиену:

Критически относитесь к любым сообщениям и слухам

Свидетельства ваших родных, друзей, соседей и даже слухи могут быть источниками как информации, так и дезинформации. Это важно понимать. При всем доверии «ближним» – и особенно в ситуации информационного шторма (а мы сейчас именно в нем!) – не торопитесь верить всему, что вам рассказывают (страстно, с испугом, по секрету, как эксклюзив и прочее). 

Старайтесь поступать, как поступают хорошие журналисты, – ВСЕГДА проверяйте информацию хотя бы в двух официальных источниках, в том числе в качественных СМИ, российских и зарубежных. Особенно осторожно относитесь к «достоверным» и «доверительным» сообщениям, присланным в WhatsApp (и другие мессенджеры), в родительские чаты, в группы молодых мам от «друзей друзей», ссылающихся на коллегу, дочь, сына, мужа, отца, племянника, зятя, сестру (и далее по списку), которые вроде бы были на месте (работают, учатся), «сами» видели, слышали, говорили... У информации всегда есть первоисточник (слух – тоже источник). Попробуйте хотя бы задуматься, а лучше выяснить, был ли этот «абсолютно правдивый» факт, присланный от человека, которому вы доверяете, первичным или вторичным, и по какой цепочке это сообщение попало к вам.

Итак, первичные проверочные действия:

  • испопробуйте определить источник информации (кто/что/откуда/кто распространяет)
  • авторство (есть ли подпись)
  • дату публикации
  • факты в публикации (место/ «адресный план» для видео, цитаты, события и другие детали)
  • обратите внимание на особенности языка – стиль, лексика, наличие мнений (чьих?), необоснованных утверждений, манипулятивных приемов, попыток воздействовать на эмоции.

Сомневайтесь! То, что не подтверждено, то наврано

Подумайте, помещен ли факт в контекст происходящего сейчас, сегодня (не используются ли архивы, фотографии людей и мест, которые не имеют отношения к событию). Почему – если это сенсация – она появилась именно в этот момент и именно на этом медиаресурсе (особенно, если упоминания о ней нет в информационном потоке)? Если в медиатексте нет ссылок на понятные источники – очевидцев, свидетелей, официальных представителей власти, признанных экспертов, информация о деятельности и статусе которых доступна, – то факт не проверен и не подтвержден. Даже если источники указаны, поразмышляйте – кто эти источники, насколько они компетентны, откуда у источников эта информация, как корреспондент/блогер получил ее?.. При этом всегда проверяйте/сравнивайте (в разных изданиях/агентствах) высказывания официальных и известных лиц – они могут вырваны из контекста, сокращены, перемонтированы. 

При необходимости – уточните перевод приводимых цитат. Присмотритесь, прислушайтесь (звук/видео), дойдите до ссылок/данных/скриншотов в материале –  а есть ли у источника какая-то заинтересованность в том, что он говорит, есть ли у него убедительные доказательства или он просто настаивает на своей правоте (иногда очень эмоционально, с использованием экспрессивной лексики).

Все эти сомнения особенно пригодятся вам при оценке подлинности фотографий и видео. Изучайте – откуда они, в каком контексте используются, маркируются ли как «архив» или «реконструкция», есть ли подписи под фотографиями. Фотографии и видео в цифровой среде можно проверять на подлинность (подробнее см. п.3).

Итак, проверяя источники, которые упомянуты в сообщении, старайтесь следовать формуле:

  • независимый источник лучше, чем заинтересованный; 
  • несколько источников лучше, чем один; 
  • источники, которые проверяют и приводят доказательства, лучше, чем те, которые просто настаивают
  • авторитетный и информированный источник лучше, чем неинформированный, названный лучше, чем неназванный (анонимный).

Внимание! Качество источников особенно важно, когда речь идет о здоровье. 

Задумайтесь, если в тексте есть фразы типа «врачи не могут этого объяснить, но…» или «научные исследования показывают, что…», «ученые доказали, что…». За этими словесными конструкциями, как правило, не следует информация о том, кто эти ученые, отсутствуют ссылки на детали исследований. Как и любые необоснованные утверждения, вас должны насторожить и истории о чудесных исцелениях! Не верьте, если в статье говорится, что кому-то помог новый вид лечения, но доказательств и важных подробностей (сроки, клиническое испытание, возможные побочные эффекты) этим утверждениям не предоставляется. С осторожностью пользуйтесь рекомендациями сайтов, на которых не указаны авторы статей. 

К сожалению, фейки нынче нередко изготавливаются с участием известных врачей и медийных персон – здесь опять по описанному выше алгоритму проверяйте: откуда видео, звук, есть ли признаки наложения, монтажа, существует ли данный фрагмент на тех ресурсах, на которые якобы ведут ссылки, находите первоисточник и проверяйте точность цитат. Будьте особенно критичны по отношению к любительским веб-сайтам. Сегодня каждый может запустить блог, канал на YouTube или веб-сайт для рекламы лекарства или способа лечения. Многие такие сайты не содержат информации о спонсорах, аффилированных медицинских учреждениях (или, наоборот, указанных медицинских учреждений не существует в природе либо они сомнительные), не подтверждают свои заявления научными доказательствами. Печати и подписи на якобы сертифицированных лекарствах сегодня делаются на простом принтере, изготовленные «на коленке» дипломы и лицензии сканируются и выкладываются на «сайты здоровья», которым люди начинают верить («в интернете написали», «по телевизору показали»). 

Старайтесь объяснить эту новую реальность своим старшим родственникам. Потратьте время, рассказывайте и показывайте на примерах – терпеливо, без раздражения, – в каких случаях не стоит доверять недобросовестной рекламе и опубликованной на сомнительных ресурсах информации.

Смотри, что смотришь!

Когда вы читаете/слышите/смотрите новость, по возможности, зафиксируйте канал коммуникации (государственные/негосударственные СМИ) и «язык» медиа. Дело в том, что от того, кому канал принадлежит, зависит редакционная политика, выбор источников и новостей, акценты в их подаче. Звук, картинка, текст, мультимедийность тоже диктуют, как оперативно и какую именно новость предпочтут выбрать разные СМИ. Формат и жанр медиатекста тоже имеют значение: информационная программа не то же самое, что ток-шоу или авторская передача, а сообщение информационного агентства по стилю и структуре отличается от рекламы или публицистической колонки/реплики колумниста.

Внимание! Иллюстративные данные, заголовки, графики, карты, картинки – то есть все то, что называется визуальными элементами, – требуют особой тщательности при проверке. 

Следите за заголовками, броскими иллюстрациями, подписями – они могут быть зажигательными, сенсационными, но при этом противоречить контенту или вообще не соответствовать ему. 

Не ленитесь, если появились сомнения, провести специальный фактчекинг фото и видео, проведите обратный поиск изображения (сервисы для поиска иллюстраций, карты для проверки пространств есть в доступных сервисах Яндекса и Google).

Имейте в виду, что графики с данными должны быть понятными, их визуализация – корректной (доли, проценты, соразмерность и сравнимость визуальных элементов, отражающих статистику), а методика получения результатов – объясненной. Если вы видите графики на основе «больших данных» неизвестного происхождения или графики без указания источника обработки сырых данных и создателей графика (например, Исследовательский центр такой-то, источник – Росстат) – есть повод усомниться во всех его интерпретациях. Сомневайтесь и тогда, когда текст изобилует наукообразной аргументацией без указания авторства научной статьи/академического журнала, имен экспертов или анонимными рекомендациями правительству.

Без паники!

Тон сообщения – очень важен. За «производством эмоций» теряется смысл, повышается тревожность и агрессия. Следите за тоном высказываний, интонацией ведущих и экспертов.

Фиксируйте, используются ли для аргументации экспрессивные слова, эмоционально окрашенные выражения, гневные отповеди, оскорбительные ремарки, анекдоты, сниженная лексика, упоминания в саркастическом или презрительном ключе пола/расы/национальности/религии. «Язык вражды» разжигает, но понять смысл сообщения и суть проблемы точно не помогает.

Правило 30 секунд

Прежде, чем перепостить, переслать, лайкнуть – подумайте, не вранье ли это. Проведите проверку, следуйте указаниям п. 1, 2, 3 и 4.

И будьте здоровы!