• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
3

1 ноября

16 ноября 2024 года в Центре цифровых культур и медиаграмотности пройдет однодневный мультимедийный тренинг Hexatrope.

25 сентября

На портале ЦЦКМ опубликованы результаты исследования «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

20 сентября

Сотрудники ЦЦКМ Никита Кушкин и Оксана Тимофеева приняли участие в интерактивной игре-тренинге Hexatrope, который прошел в Санкт-Петербурге 14 октября в университета ИТМО.

«Пространство соучастия» 2022–2024

Партнеры проекта

Второй этап программы по развитию взаимодействия НИУ ВШЭ с культурными и социальными индустриями и университетами «Пространство соучастия» проводится Центром цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ в 2022–2024 гг. Совместно с партнерами проекта запланировано трехлетнее исследование, в ходе которого в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Нижнем Новгороде, Казани и Красноярске будут проведены рабочие и экспертные встречи, открытые лекции и выставки, а также запуск онлайн-курсов.

Основная часть исследования, посвященного цифровой пересборке и фиксации динамических изменений в медиапотреблении и медиапрактиках россиян в 2022 году, было продолжено в 2023-2024 гг.,  с акцентом на стремительно возросшее влияние технологий ИИ на все сферы деятельности человека. Отличительной особенностью онлайн-опросов, которые проводятся ежегодно, в 2022, 2023 и 2024 гг., – их аудитория:  студенты, преподаватели и представители креативных индустрий. Такой фокус исследования был выбран прежде всего потому, что на наш взгляд, именно эти группы респондентов  оказались в центре  изменений, связанных как с изменившимся привычными медиапрактиками последних лет, так и развитием инструментов ИИ, роль и последствия внедрения в образовательные и креативные практики только предстоит оценить. Отдельные вопросы, поставленные в ходе исследования – эмоциональный отклик и изменение доверия респондентов к медиа и ИИ из-за глобальных трансформаций цифровой среды последних лет.

Помимо онлайн-опроса, в третьей части исследования в 2024 году запланированы глубинные интервью для более детальной проработки оценки взаимодействий респондентов с ИИ и медиа в сфере креативности и новых цифровых средах, от видеоигр до метавселенных. Отдельной частью проекта «Пространство соучастия» стал запуск в НИУ ВШЭ межкампусного онлайн-курса МГЛ «"Искренние коммуникации", искусственный интеллект и креативные практики».

Руководитель проекта: профессор Института медиа НИУ ВШЭ, доктор политических наук Светлана Андреевна Шомова.

Проект реализуется в рамках программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина. 

Программы рабочих и экспертных встреч 2022–2024

«Пространство соучастия: Цифровая пересборка – 2022»

Первый этап онлайн-анкетирования  «Пространство соучастия: Цифровая пересборка – 2022» составлялся и апробировался с июня по сентябрь 2022 года; активная фаза сбора ответов проходила с октября по декабрь 2022 года. В результате было получено 248 корректно заполненных анкет. Участники анкетирования – сотрудники музеев, студенты и преподаватели университетов из пяти городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска и Перми.  Всего в анкете было задано 135 вопросов разных типов. 

Анкета состояла из 7 смысловых частей: 1. «Общие медиапрактики», где мы сфокусировали внимание на том, как респонденты пользуются медиа каждый день. 2. «Досуг», где мы ставили перед собой задачу определить, что для респондентов важно в цифровых платформах. 3. «Общение», в которой мы постарались охватить главные функции большинства цифровых социальных платформ и их основные отличительные черты, причем часть вопросов затрагивала наиболее значимые для респондентов характеристики в онлайн-общении. 4. «Публичная самопрезентация» — расширяя предыдущий блок, мы учитывали, что значительная часть функционала цифровых социальных платформ подходит не только для общения и досуга, но и для публичной саморепрезентации.  5. «Работа и учеба», где мы оценивали состояние учебных и рабочих процессов, а также проблем, возникающих  в этих областях. 6. «Креативные практики» — этот блок вопросов посвящен оценке состояния креативных индустрий, а также проблемам, связанным с производством мультимедийного контента и реализацией проектов, где мы намеренно сделали фокус на региональном срезе.  7. «Технологическая трансформация» — этот блок вопросов посвящен обобщению пользовательского опыта в отношении перестройки практик в условиях, когда в России стали недоступны многие цифровые платформы, программы, сервисы, ресурсы, сайты  Далее мы представим обобщенные результаты анкетирования в контексте социально-демографического портрета целевой выборки.

По результатам  проведенного опроса «Пространство соучастия: Цифровая пересборка – 2022» мы можем косвенно зафиксировать запрос на необходимость в нынешнее нестабильное время развивать индивидуальные, групповые медиаэкологичные практики и медиапроекты, программы «соучастия». Такие форматы могут помогать преодолевать состояние лиминальности, находить «опору» в творчестве и креативных практиках, способствовать адаптации к конфликтным ситуациям в общении. С помощью коммуникативных инструментов и искусства (стандарт SEL – обучения, арт-терапия) можно работать как с «травмами неудобного прошлого», так и «цифрового регресса», способствовать новому пониманию «цифровой социализации» в динамически меняющемся медиаландшафте, обращать внимание на «поддерживающие профессии» и «поддерживающие» инклюзивные практики и образовательные проекты (в том числе в музеях), способствовать диалогу медиа, культуры и общества. 

Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект

Второй этап онлайн-опроса «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект»  формировался и апробировался с мая по сентябрь 2023 г.;
активная фаза сбора ответов проходила с октября по ноябрь 2023 г. на платформе «Анкетолог». В результате было получено 350 валидных анкет. Всего для целей исследования было сформулировано 173 вопроса разных типов. Анкета состояла из двух предваряющих вопросов, пяти тематических разделов, раздела, посвященного социально-демографическим данным респондентов, а также трех завершающих вопросов. 

Первый вопрос выполнял функцию фильтра и позволял разделить респондентов по сферам деятельности на три большие группы («студенты», «преподаватели» и «креативщики»), для каждой из которых особым образом настраивались вопросы раздела 2 «Ваш опыт и практика использования инструментов ИИ в учебе / работе / креативных задачах». Во втором вопросе всем участникам анкетирования предлагалось трижды завершить предложение «Для меня искусственный интеллект — это …», используя каждый раз только существительные. Таким образом мы получили 1048 свободных ассоциаций, еще не скорректированных саморефлексией, вызванной формулировками следующих вопросов и предлагаемыми на них ответами. Далее респонденты последовательно отвечали на вопросы из 5 тематических разделов: 

• Раздел 1. «Что Вы знаете об искусственном интеллекте (ИИ)?» фокусировал внимание на вопросах, связанных с общим пониманием технологий искусственного интеллекта нашими респондентами, и практиках использования умных устройств, которые их, вероятно, окружают.
• Раздел 2. «Ваш опыт и практика использования инструментов ИИ в учебе / работе / креативных задачах» для каждой из трех групп респондентов («студенты», «преподаватели» и «креативщики») формировался особым образом, но в каждом случае вопросы были направлены на выяснение того, как респонденты относятся к применению инструментов ИИ в приоритетной для них сфере деятельности и какой конкретный опыт у них имеется. Также нам хотелось понять, на что они ориентируются и как действуют в текущей ситуации.
Раздел 3. «Эмоции и доверие» состоял из вопросов, направленных на определение уровня доверия респондентов устройствам, использующим ИИ, а также на понимание спектра чувств и эмоций, испытываемых отвечающими при взаимодействии с такими устройствами.
• Раздел 4. «Риски и преимущества» был направлен на понимание рисков и преимуществ, которые респонденты видят при взаимодействии с устройствами и инструментами на основе ИИ сейчас и в некотором будущем.
• Раздел 5. «Технологии ИИ для будущего» преимущественно состоял из вопросов открытого типа, в ответах на которые респондентам было предложено порассуждать о сущности и роли ИИ в жизни людей в ближайшем будущем.
• Раздел 6. «Давайте познакомимся», состоял из вопросов на выявление социально-демографических сведений о респондентах, далее анкета завершалась тремя открытыми необязательными для заполнения вопросами.

Полностью с результатами «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект» вы можете ознакомиться ниже в отчете об исследовании. При цитировании, использовании любым другим способом информации и контента из отчета, обязательна ссылка на ЦЦКМ НИУ ВШЭ.

Отчет об исследовании «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект»

«Пространство соучастия» 2022–2024. Видео

Видео-ээсе к исследованию «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект». В «диалогах» камера наблюдает за общением реальных представителей разных поколений и профессий с ИИ. Ключевой элемент – интервью с экспертами (преподаватель медиа, культуролог, нейропсихолог, промт-режиссер, «воспитательница» Алисы) в лабораториях и на производственных площадках digital студий.
Роман Жукарин, Сабина Мельник, Вениамин Архангельский и Виктория Пахмутова рассказывают об опыте взаимодействия университетов и социально-культурных институций в Нижнем Новгороде в 2022 году
Анна Качкаева, Татьяна Гафар, Лидия Лобанова, Динара Гагарина, Марина Банникова, Григорий Волчков рассказывают о взаимодействии студентов и музеев в цифровых пространствах.
Фекла Толстая, Анна Качкаева, Анастасия Фёдорова о цифровом сторителлинге в музее Толстого в Ясной Поляне, новых подходов и взглядов студентов в проектах ЛНТ/МСК, Книге рецептов из "Войны и Мира", интерактивных картах, стикерах и телеграм-каналах как digital расширений музея в современных медиапространствах
Наступающий 2021 год – это год «первой пятилетки» междисциплинарного, межпоколенческого, межрегионального «музейного сериала» в Вышке. За четыре года в Москве наши студенты успели поработали с 30 самыми разными музеями. Через проектные программы межрегионального «Пространства соучастия» за два года прошли более 100 студентов различных гуманитарных специальностей.